вторник, 21 февраля 2012 г.

Графская пристань Севастополя

В центре Севастополя на Николаевском мысу, на берегу южной части Севастопольской бухты, уютно расположилась Графская пристань – ровесница города. По свидетельству Д.Н.Сенявина, она «была сделана с небольшим в месяц» в июне 1783 года из тесаного камня. Вначале даже не имела названия, но в 1787 году, к приезду в Севастополь Екатерины ІІ, пристань благоустроили, назвали Екатерининской, однако это наименование не прижилось. 


В 1789-1790 годах Севастопольской эскадрой командовал контр-адмирал граф М.И.Войнович, имевший обыкновение садиться у Екатерининской пристани в шлюпку. Поэтому моряки и жители города стали называть ее Графской. Позже адмирал М.П. Лазарев с возмущением писал в Петербург: «Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто без всякого намерения».

При адмирале Лазареве на пристани поставили двух львов, выполненных из мальтийского песчаника, но под воздействием морской воды они стали осыпаться. В рапорте А.С. Меньшикову Лазарев в январе 1841 года доносил, что «…я полагал бы на место пришедших в негодность львов выписать из Италии другие, мраморные». У него же появилась мысль обустроить колоннаду и таким образом завершить ее строительство. Как утверждают документы, хранящиеся в РГА ВМФ, проект вначале составил инженер-подполковник Адлерберг. Утвердили же другой проект, представленный еще в 1837 году инженер-полковником Джоном Уптоном, за исключением колоннадной галереи.

Но адмирал Лазарев не оставлял попыток завершить задуманное и неоднократно обращался к царю и А.С. Меньшикову с этой просьбой. Возможности же устройства колоннады поспособствовали некоторые обстоятельства. В сентябре 1844 года в Севастополе случилось происшествие: ночью «один человек с лошадью, впряженной в дрожки, а другой с конной повозкой по неосторожности и по темноте опрокинулись вниз по лестнице». В этом же месяце адмирал вновь пишет князю Меньшикову, убеждая его в необходимости постройки колоннады, которая «могла бы служить украшением лучшего места в порту и которая по предварительно составленному исчислению обойдется не дороже 4190 рублей. 69 ¼ коп серебром». Такая точность и несчастные случаи убедили всех. 

В 1846 году портик с колоннадой украсили город. История сохранила имя одного из ее строителей – Аверьяна Павловича Лагутина. Его – основателя династии севастопольских каменотесов – изобразил Франц Рубо на живописном полотне панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855». 

Монументальное сооружение состоит из деревянной пристани, широкой гранитной лестницы, которую фланкируют парапеты с изваяниями львов из белого мрамора итальянского скульптора Ф. Пелличио. Пропилеи, построенные из инкерманского камня, представляют собой колоннаду дорического ордера в два ряда. В каждом из них – шесть коннелюрованных колонн. Колоннада фланкирована массивными пилонами, в нишах которых были установлены четыре мраморные статуи (две утрачены). Антаблемент завершен аттиком с датой постройки – 1846.

По обеим сторонам пристани по проекту инженер-капитана Роде построены одноэтажные караульные домики, сохранившиеся до наших дней.

Графская пристань стала излюбленным местом севастопольцев, особенно морских офицеров – их своеобразным летним клубом. Здесь ежедневно можно было увидеть П.С. Нахимова: «Выходит ли эскадра или даже отдельный корабль из гавани, идет ли в гавань, возвращается ли с моря или снимается с якоря – вы увидите Павла Степановича на Графской пристани с его неизменной трубою (зрительной – Автор). Скажу более: всякая шлюпка, катающаяся по рейду под парусами, была им замечаема…», - вспоминал соратник адмирала А.Б. Асланбегов.

22 ноября 1853 года торжествующие севастопольцы, собравшиеся на пристани и площади, встречали вице-адмирала Нахимова и русских моряков после Синопской битвы. Об этом нам напоминает сегодня установленная на пилоне мемориальная доска. После Крымской войны пристань, пострадавшая от взрыва баржи с порохом, была реставрирована. 

При советской власти в декабре 1925 года Графскую (Екатерининскую) или Большую Царскую пристань, как ее иногда называли, постановлением президиума Севастопольского окружного исполнительного комитета переименовали в пристань ІІІ Интернационала. Подвели и базу: «Как приспособленную к приему океанских пароходов». 

В 1995 году по ходатайству Севастопольского благотворительного фонда «Возрождение» в районе Графской пристани установили еще одну мемориальную плиту их металла, замененную в следующем году на красный гранит: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 г.»

Как и в прошлом, сегодня Графская пристань – одна из важнейших архитектурных доминант центральной части города. Формируя морской фасад, она подчеркивает его индивидуальность, поэзию морской жизни.                       


Реконструкция Графской пристани в 2008 году





Обновленная Графская пристань









Комментариев нет:

Отправить комментарий