среда, 18 мая 2011 г.

Рубо Франц Алексеевич




Русский живописец, баталист, автор панорамы «Оборона Севастополя»

Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта. Сначала он учился в Одесской художественной школе, а затем, в 1878 году, поступил в Баварскую академию художеств в Мюнхене. Каждые летние каникулы Франц Рубо проводил в России, писал этюды на Кавказе, Украине, в Средней Азии.

В 1881 году появились первые самостоятельные работы Рубо, лучшими из которых считаются «Отряд арабов» и «Атака запорожцев в степи». В них видно, что художник очень скрупулезно прорабатывает детали, добивается заглаженности, как бы эмалевости живописи. Рубо писал батально-бытовые картины из жизни горцев, а также бытовые сцены из жизни украинцев. Переосмысливая жизнь юга России, художник часто изображал базары; в своих многочисленных поездках он живо интересовался обычаями чеченцев, черкесов, курдов, татар. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем.

После окончания учебы в мюнхенской академии он начал создавать серию картин о жизни народов Кавказа и истории их присоединения к России. В 1880-1890 годах появились этюды Рубо «В горах Кавказа», «Всадник», «Группа кавказских горцев» и восемнадцать больших батальных картин для Тифлисского военно-исторического музея, которые сделали художника известным не только в России, но и в Европе. На его полотнах батальные сцены очень гармонично сочетаются с окружающим пейзажем. Рубо очень умело организовывал движение в пространстве.

В 1901-1904 годах Рубо работал над панорамой «Оборона Севастополя», посвященной героической обороне Севастополя во время Крымской войны в 1854-1955 годах. Это произведение Рубо создавал в Мюнхене, где в специальном павильоне был закреплен холст размером 14x115 метров. Ему помогали Л. Шенхен, К. Фрош и Мерте. Летом 1903 года Рубо пригласили руководить батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. И его лучшие ученики М. Греков, М. Авилов, К. Тир помогали ему в установке и реставрации панорамы.

Много внимания уделял Рубо психологии отдельных персонажей. Он сделал много этюдов непосредственно в Севастополе, изучал документы и встречался с участниками обороны. В панораме не заметишь суетливости или излишней пафосности. Все герои Рубо — люди с глубоким чувством достоинства, они не красуются, а просто честно выполняют свой долг. Рубо отказался изображать в панораме Николая I и не стал записывать, как его просили, адмирала Нахимова.

Трагическая участь постигла панораму «Оборона Севастополя» во время Великой Отечественной войны, когда 25 июля 1942 года от бомбы загорелось здание, где она находилась. Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь, им пришлось разрезать полотно. Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия.

В 1911 году Рубо создал панораму «Бородинская битва». До нашего времени, к сожалению, дошел только фрагмент этого полотна, который вмонтирован в новый, написанный советскими художниками вариант панорамы (он с 1962 года находится в отдельном, специально построенном здании в Москве). На Нижегородской Всероссийской выставке 1896 года экспонировалась еще одна панорама Рубо — «Штурм аула Ахуль-го» (резиденции Шамиля), к сожалению, она не сохранилась.

Живя за рубежом, Рубо не создал значительных произведений, но очень много сделал для пропаганды русского искусства. По его инициативе на традиционной Международной выставке в Мюнхене был образован специальный русский отдел, в ней принимали участие многие русские художники.

Умер Рубо практически забытым в Мюнхене 13 марта 1928 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий