Русский адмирал, флотоводец, участник первой обороны Севастополя в 1854-1855 годах, военный губернатор Севастополя.
Родился 27сентября 1820 года в Риге. На одиннадцатом году жизни в мае 1831 года Григорий Иванович поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил в 1837 году и в чине мичмана был назначен на «Силистрию» флаг-офицером к знаменитому адмиралу М.П. Лазареву.
В мае 1838 года Бутаков участвовал в высадке десантов у берегов Абхазии, за что был награжден двумя орденами с надписью «За храбрость». С сентября 1838-го по август 1840 года на шхуне «Ласточка» ходил в Эгейском море, а в 1844-м на шхуне «Вестник» — в Средиземном море.
В апреле 1843 года Бутаков был произведен в лейтенанты. Уже тогда обнаружилась склонность его к техническим усовершенствованиям в области морского дела: придумал особый способ «туманных сигналов», изобрел оригинальную разновидность брашпиля. Адмирал Лазарев заинтересовался этими изобретениями, велел сделать модель бутаковского брашпиля и даже поставить ее в модельной Адмиралтейства.
Осенью 1846 года Г.И. Бутаков получил в самостоятельное командование тендер «Поспешный». Летом 1847 года Бутаков приступил к выполнению большого и ответственного задания адмирала Лазарева — описи берегов Черного моря и составлению подробной его лоции. Эта работа продолжалась до 1850-го, и результатом ее явилась изданная в 1851году «Лоция Черного моря». В 1850 году Г.И. Бутаков был произведен в капитан-лейтенанты.
Бутаков служил на флоте в то время, когда паровое судостроение еще только зарождалось. В 1851-м Бутаков был назначен командиром строившегося парохода «Дунай». С тех пор его служба проходила на паровых судах, за исключением короткого периода командования бригом «Аргонавт», и постепенно он вырастает в крупнейшего специалиста в области использования парового военного флота. 3 декабря 1852 года капитан-лейтенант Г.И. Бутаков был назначен командиром лучшего на Черноморском флоте 11-пушечного пароходофрегата «Владимир».
В октябре 1853 года началась Крымская война. 5 ноября во время очередного выхода в море пароходофрегат «Владимир» встретил в районе Пендераклии турецкий 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри». По приказу Корнилова «Владимир» вступил в бой с неприятельским пароходом. Заметив, что у турецкого парохода нет носовой и кормовой артиллерии, Бутаков, избегая бортового огня противника, стал держать свой пароходофрегат в кильватер кораблю противника. Всякий раз, когда последний пытался ввести в дело свою бортовую артиллерию, Бутаков неизменно занимал выгодное для себя положение за кормой противника и вел по нему огонь из бомбических пушек.
Корнилов видя, что бой затягивается, приказал ускорить захват или потопление турецкого парохода. Бутаков дал приказание увеличить ход и, подойдя к «Перваз-Бахри» на дистанцию около 100м, открыл из всех орудий огонь картечью. В результате трехчасового боя противник, имея большие потери в личном составе и значительные повреждения, был вынужден прекратить огонь и спустить флаг. 7 ноября 1853 года «Перваз-Бахри» был приведен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под названием «Корнилов».
Во время осады Севастополя войсками противника значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под общим руководством командира «Владимира» Г.И. Бутакова. Своими искусными действиями Бутаков активно помогал защитникам Севастополя. Умело используя удобные позиции у берега, Бутаков со своего «Владимира» громил укрепления противника.
До последнего дня обороны Севастополя Бутаков оставался на «Владимире» и активно участвовал в отражении штурмов противника. В ночь на 31августа 1855 года Бутаков, по приказу адмирала Новонильского, снял команду со своих пароходофрегатов и затем затопил их.
Вскоре по окончании Крымской войны Г.И. Бутаков, произведенный в контр-адмиралы, был назначен заведывающим морской частью в Николаеве и военным губернатором Николаева и Севастополя. Перегруженный различными административными и хозяйственными заботами, Бутаков, однако, не оставлял занятий по интересующим его военно-морским вопросам. Он находил время для выходов в море с целью разработки основ пароходной тактики, начатой им еще в 1854-м. Независимость паровых судов от ветра и свобода их маневрирования, постепенное введение на них более современных орудий, — все это требовало разработки совершенно новой тактики морского боя, новых правил построения и совместного маневрирования военных пароходов. Однако только лишь после перевода на Балтийский флот он мог вплотную заняться разработкой вопросов пароходной тактики.
С 1860-го Бутаков почти до конца своей службы находился на Балтийском флоте, где он сначала командовал эскадрой винтовых кораблей, затем в 1861-1862 годах эскадрой винтовых лодок, а с 1867-й по 1877-й — эскадрой броненосных кораблей. С 1863г. по 1867г. Бутаков находился в Англии и Франции в качестве военно-морского атташе.
В 1863 году вышел в свет капитальный труд Г.И. Бутакова «Новые основания пароходной тактики». За этот труд Академия наук присудила Бутакову Демидовскую премию. Работой Бутакова заинтересовались и за границей, и она была переведена на французский, английский, итальянский и испанский языки.
28 октября 1866 года Г.И. Бутаков был произведен в вице-адмиралы. К этому времени он пользовался уже мировой славой всеми признанного ученого, опытного флотоводца, моряка с безупречной репутацией. 6 февраля 1867 года он был назначен начальником Балтийской эскадры броненосных судов. Всю свою неутомимую энергию он направил на совершенствование боевой подготовки, уделял самое серьезное внимание вопросам артиллерийской подготовки эскадры.
Система артиллерийской подготовки на эскадре Бутакова строилась по строго разработанному плану, начиная со стрельб одиночного корабля по неподвижному щиту, затем по буксируемому и, наконец, стрельба на ходу по движущейся цели. Большое внимание уделялось дальномерному делу. Бутаков требовал, чтобы помимо пользования имеющимися дальномерными приборами во всех случаях выходов в море велось беспрерывное определение расстояний специально выделенными офицерами, сигнальщиками, матросами. Для передачи расстояний до цели на кораблях эскадры Бутакова были установлены циферблаты с передвигаемыми стрелками. Из других нововведений следует отметать широко внедренное в практику артиллерийской подготовки применение так называемых «учебных стволов»: для начального обучения артиллерийского расчета стрельбе в канал орудия вставлялся ствол винтовки. Благодаря этому достигалась экономия снарядов.
Чрезвычайно большое внимание Бутаков уделял и развитию минного дела. России всегда принадлежало первенство в развитии и применении минного оружия. На эскадре Бутакова в 1867 году была устроена первая лаборатория минных опытов под руководством лейтенанта Терентьева. Делались опыты с подведением гальванических мин под негодные суда, испытывались мины для заграждения. Велись теоретические занятия, и, наконец, 1 октября 1874 года были открыты Минный офицерский класс и Минная школа для нижних чинов.
Таким образом, броненосная эскадра Бутакова стала с течением времени центром, где сосредоточивались исследования его способнейших учеников в области военно-морского искусства. К этому времени приоритет русской военно-морской науки был бесспорным. Иностранные морские офицеры и адмиралы ездили в Россию, учиться искусству войны и тактики у образцовой русской броненосной эскадры.
16 апреля 1878 года Бутаков был произведен в адмиралы и назначен начальником береговой и морской обороны Свеаборга. В начале 1881-го он был назначен главным командиром Петербургского порта.
На посту командира Петербургского порта адмирал Бутаков оставался верен своим принципам: он боролся с злоупотреблениями и стремился поднять инициативу подчиненных, какое бы скромное место они ни занимали. В одном из приказов Бутаков писал: «Считаю не лишним объявить по вверенному мне управлению, что я желал бы, чтобы техники всякого рода, при обсуждении совместно со мною технических вопросов, помнили, что в этих случаях я являюсь только техником, в большей или меньшей степени, а не начальником, а они — техниками, а не подчиненными. Поэтому я прошу их не стесняться теми взглядами, которые я выражаю, и отстаивать свои воззрения, как равный с равным, до окончательного моего решения. После него мы, конечно, становимся вновь начальником и подчиненными».
Подобные выступления адмирала Бутакова не могли не вызвать гнева высшего начальства. В марте 1882г. Г.И. Бутаков был назначен членом Государственного Совета. Но этот «почетный перевод» был воспринят Бутаковым как своего рода сдача его в архив. Он крайне болезненно реагировал на это назначение, которое знаменовало для него не только уход от живой флотской руководящей работы, но и непризнание его принципов подготовки флота. Вскоре он серьезно заболел и 31мая 1882 года умер от апокалипсического удара.
Комментариев нет:
Отправить комментарий